АЛЕКСАНДР ЛОЖКИН: "Архитектура и дизайн могут быть умными"

5 июля завершился летний фестиваль дизайна и архитектуры "Золотая капитель". О том, как приходится проводить фестивали в непростых экономических условиях, о проблемах исторической архитектуры, а также о вопросах, которые ставит современный промышленный дизайн, рассказал председатель оргкомитета фестиваля Александр Ложкин.

 

– Александр Юрьевич, что нового вам, как организаторам "Золотой капители", дал завершившийся вчера летний фестиваль дизайна?
– Самое главное – это бесценный опыт проведения большого фестиваля в кризисные времена. Если же говорить о том, чего у нас еще не было, то, во-первых, это сотрудничество с новосибирским отделением немецкого культурного центра им. Гете. Два предыдущих летних фестиваля  были посвящены исключительно дизайну. В этом году мы расширили тематические рамки и включили еще архитектуру. И немцы нам в этом очень помогли. Та тематика, которую они предложили сегодня, очень созвучна Новосибирску. Представленные на фестивале экспозиции "Жизнь в памятниках модернизма" и "Бруно Таут – мастер архитектуры цвета в Берлине" заставляют переосмыслить наши проблемы с исторической архитектурой, а именно с памятниками конструктивизма. Главное то, что германский опыт демонстрирует механизмы привлечения внимания общественности к вопросам сохранения архитектурных памятников.
 
– Вы подняли эту тему не только для себя?

– Разумеется, очень хотелось бы, чтобы этот опыт пошел дальше и начал реализовываться через государственные структуры. И чтобы наши чиновники обратили свои взоры на историческую архитектуру, находящуюся сегодня в разном состоянии, нередко и в весьма плачевном. Некоторые из архитектурных памятников не просто требуют внимания, а нуждаются в спасении.

– Летняя "Золотая капитель" – это конкурсное мероприятие или фестивальное?

– Более фестивальное, конечно. В этом году смотр-конкурс в рамках летнего фестиваля мы провели впервые. Большая архитектура – это удел зимнего конкурса. Летний же включил в себя все, что связано с малой архитектурой, интерьерами, графическим и промышленным дизайном.

– Кто получил главный приз фестиваля?

– Интерьер новосибирского боулинг-центра "Квантум", авторы Андрей Буслаев и Мария Дрыжак.

– А как же графический и индустриальный дизайн?

– Эти отрасли чрезвычайно важны и актуальны сейчас. Сфера графического дизайна имеет очень много точек приложения. Наиболее остро стоит вопрос печатной рекламы с ее информационной перегруженностью и необходимостью гармонизации. Промышленный дизайн – это вообще отдельная история. В рамках летнего фестиваля прошла выставка Made in USSR, где можно было увидеть примеры промышленного дизайна советской эпохи. Опыт показывает, что дизайн является очень серьезным конкурентным преимуществом, а его системное развитие открывает большие перспективы для региона в целом.

– На каком примере это можно увидеть?

– В Новосибирске производят троллейбусы, но в городе их можно увидеть крайне редко. По нашим дорогам ездят троллейбусы другого производителя. Почему? Значит, дизайн наших в чем-то уступает другим, поэтому другие и выбирают. Еще один пример того, как дизайн может способствовать экспорту продукции – городские остановки транспорта. Эти конструкции являются предметом экспорта из Новосибирска. Они стоят в Якутске, Тюмени в Подмосковье и еще во многих других регионах. В Новосибирске многие думают, что это московский дизайн, а в Подольске считают, что это германский дизайн. На самом деле их делает небольшое производственное предприятие в Новосибирске. И хотя ничего особенного с конструктивной и экономической точек зрения в этих остановках нет, именно дизайн делает их привлекательными.

– И какие перспективы развития дизайна в регионе вы видите?

– В ближайшие полгода планируется провести дизайн-форум (подобный градофоруму), который мог бы собрать специалистов отрасли и совместно определить перспективы дизайна в Сибири. Кроме того, в настоящее время разрабатывается вопрос о создании дизайн-центров в регионах, которые способствовали бы продвижению наукоемких проектов и продуктов на рынок не только региона, но и страны в целом.

– Актуальный для сегодняшнего дня вопрос: существует ли антикризисная архитектура?

– Да, такая архитектура существует. Вы не поверите, но и антикризисный дизайн тоже существует. И архитектура, и дизайн бывают разные. Еще год назад мы жили в таком обществе, где очень важны были "понты". Причем соревнование, у кого крыша выше или у кого колонн больше, шло на всех уровнях. Не только представители бизнес-сообщества, но и власти соревновались между собой. Съездите в Йошкар-Олу, например, – получите незабываемое удовольствие от созданной архитектурной среды. Там они умудрились создать свою площадь Сан-Марко и царь-пушку на нее поставить. Но сегодня никакие старые бизнес-схемы (те, что существовали еще год назад) в строительстве уже не работают. Наконец приходит совсем другое понимание роли архитектуры.

– И в чем суть этого понимания?

– Архитектура и дизайн могут быть умными. Умный дизайн способствует повышению эффективности строительства, эксплуатации, использования ресурсов. И соответственно, выходу из кризиса он тоже может способствовать. Ведь на самом деле существуют новые схемы, альтернативные прежним. Например, сегодня в Новосибирске строящееся жилье не продается, хотя дефицит жилья существует. Предложения на рынке есть, но они не удовлетворяют потенциальных покупателей.

– Как
архитектура может изменить ситуацию?
– Самым прямым образом. Предложить те решения, которые будут удовлетворять существующие потребности. Чего не хватает людям? Качественной среды обитания. Когда появляется чуть более качественное предложение, чем те безумные квадратные метры, которые девелоперы строили в погоне за прибылью, оно продается на ура. Пример жилого комплекса на улице Холодильная. Там кризиса нет, потому что приоритеты изначально были выстроены верно. Это единственный в Новосибирске пример жилья, которое построено для жизни. Архитектор – это тот человек, который способен дать качественную среду. Но не каждый, а только умный архитектор.

Беседовала Лариса СОКОЛЬНИКОВА
 
. Опубликовать в TwitterНаписать в FacebookПоделиться ВКонтактеВ Google BuzzЗаписать себе в LiveJournalПоказать В Моем МиреВ дневник на LI.RUПоделиться ссылкой на Я.ру

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить


На правах рекламы:

Смотреть видео онлайн

Смотреть русские видео онлайн