Петр Анофриков: "Самое лучшее мультипликационное кино получается у малышей"

Директор детской киностудии "Поиск", заслуженный работник культуры России, кинорежиссер и член Союза кинематографистов РФ, Пётр Анофриков рассказал корр. "ТАСС-Сибирь", почему воспитанники его студии, в основном дети дошкольного возраста.

 

- Петр Иванович, ваша студия является старейшей в регионе и работает с 1973 года.  В чем уникальность "Поиска"?  
- Особенность в том, что с ребенком здесь начинают работать практически с рождения. У нас есть студия раннего музыкального развития, в которую приводят детей от двух месяцев. Казалось бы, что они могут, но это вопрос психофизиологии: слух у детей формируется до года, зрение - до двух лет и так далее. Важно успеть повлиять на творческие способности ребенка, развить их до максимума через мультипликацию. Для нас главное – сформировать личность, а личность – это тот, кто принимает решения сам и готов нести за них ответственность.
У нас дети младшего школьного возраста имеют возможность снимать свои мультики в профессиональном формате. В нашей студии юному автору помогает педагог, кинооператор, звукооператор, монтажер. У нас интересно детям разного возраста. Для каждого найдется занятие. Для развития творческих способностей и обмена опытом, мы постоянно проводили и участвовали в разных фестивалях. Так, с 1980 по 1991 годы студия проводила в Новосибирске Всесоюзный конкурс любительских кинокомедий "Гаврила". На него ежегодно приезжали до 80 авторов и привозили порядка 140 фильмов. Сейчас главный наш фестиваль – "Жар-птица".

- Как вообще, происходит это знакомство с искусством?

- Первый этап знакомства с искусством анимации – история. Ребенок наговаривает сюжет на диктофон – таким образом, он учится говорить. Это развитие, образование и воспитание. В работе ребенок и преподаватель – партнеры. Это коллективный поиск истины вдвоем. Сначала новички снимают групповые фильмы, потом – мелкогрупповые, а затем – индивидуальные. Ребенок делает так, как может. Но так и должно быть. А главная задача преподавателей – лишь познакомить его с азами искусства. У нас нет высокой цели – приготовить будущих кинематографистов, понимаю, что дети подрастают и у них появляются другие увлечения.
Первые фильмы наши воспитанники снимают в 3 года. Причем самые интересные авторы именно дошкольники, это уникальный возраст. Согласен с Корнеем Чуковским, который считал, что дети от 2 до 5 лет – талантливы.

- Окунемся еще в историю: в 1982 году киностудия "Поиск" организовала летний детский кинотеатр "Старый троллейбус" на полном самоуправлении самих ребят. Он просуществовал 7 лет. Нет ли идеи возродить его снова?
- Сейчас решается вопрос о строительстве нового здания для студии. Когда это произойдет, то сразу начнем реализовывать ряд проектов, и этот в том числе.
"Старым троллейбусом" полностью занимались школьники. И они сами беспокоились о том, чтобы было больше зрителей. А ведь в те годы в кино летом почти не ходили. В ДК "Юность" было 2 детских сеанса в неделю, на которые ходило всего 10 человек. У нас в "Троллейбусе" за 3 летних месяца проходило от 27 тыс. до 30 тыс. юных зрителей. Дети сами "вытаскивали" своих друзей, одноклассников отовсюду. Мы очень интересно организовали работу: была должность директора кинозала и заместителя, отвечающего за зрителей. Последний приходил утром, брал билеты и раздавал их в детских садах. Те, свою очередь, с удовольствием посещали наши сеансы. Активность детей и молодежи – это сила.

- С 2004 года вы проводите Открытый всероссийский мастер-класс-фестиваль детского мультипликационного кино "Жар-птица". Что изменилось за 5 лет?
- На первом фестивале было всего 17 студий, а в этом году – уже 52. К нам приезжают слушатели из разных городов. И даже сейчас, несмотря на кризис, все равно есть новички. География наших участников обширна: это Салехард, Хабаровск, Красноярск, Пермь, Липецк. Кроме этого, на фестивале будет представлено 16 киностудий из сельских районов области и 7 студий из Новосибирска. В нашей программе – фильмы учеников разных студий всех возрастов от 3 до 14 лет, сделанные в одиночку, коллективно или с помощью педагогов и родителей. Фильмы в полном смысле авторские: сами сочиняли сценарии (иногда даже в стихах), сами рисовали, анимировали и озвучивали. Зрелище это невероятно обаятельное, веселое и стоящее того, чтобы его увидели не только дети и родители, но и вообще все, независимо от того, как они относятся к анимации. Мир здесь выглядит разнообразным, но всегда приветливым.

- А изменилось ли отношение к самому искусству детского мультипликационного кино?
- Да, растет интерес к такому кино. Все большее количество людей узнают и познают это искусство. Очень рад сотрудничеству с директором лагеря "Дзержинец", заведующей кафедрой педагогики и психологии художественного образования Института искусств НГПУ Еленой Лисецкой. Ее студенты проходят практику в киностудии "Поиск", а лагерь "Дзержинец" уже стал постоянной площадкой для производства детских мультиков.
К нам в студию даже приезжают на экскурсии. Ежегодно "Поиск" посещают около 6,5 тыс. детей. И нет ни одного ребенка, которому было бы у нас не интересно. Хотя, первоначальное впечатление у некоторых негативное: привезли в какой-то барак в каком-то лесу. А уезжают все с одной реакцией: вау! Искусство детской мультипликации – волшебное. А совсем недавно мы поместили свои фильмы в Интернете. За 1 день их посмотрели 1,5 тыс. человек из 40 стран мира.

- Творчество отражает внутренний мир ребенка. Пытались ли вы влиять на него?  
- Мы используем мультипликацию как средство развития личности, отражаем внутренний мир ребенка в динамике, цвете, звуке. Сегодня у нас в студии 300 детей. Примерно 80 из них – младшие 3 лет, какое-то количество младших школьников и очень мало подростков. В три - четыре года наши юные авторы снимают такие фильмы, которые занимают на международных кинофестивалях ведущие места.
Считаю, что не стоит навязывать свое мнение ребенку, но ведь ребенка очень легко переубедить! Очень часто мальчишки говорят: я буду делать кино про Человека-Паука. А мы ему в ответ: посмотри в окно – там желтые листья, теплая погода – давай снимем кино про нас, про нашу жизнь. И у нас получается совместное творчество. Мы не ограничиваем фантазию детей. У нас ребенок делает то, что хочет.

За 2 последних года детская киностудия "Поиск" получила более 100 дипломов на разных фестивалях. Работы юных сибиряков известны далеко за пределами нашего региона. Но здание, в котором творят дети, уже давно нуждается в ремонте. Конечно, дети об этом не задумываются. В их мире правят любовь и фантазия, о которых мы – взрослые – почти забыли. А между тем, как признался Петр Анофриков, отсутствие современного здания – одна из главных проблем для детской киностудии.

Беседовала Валентина МАРАКУЛИНА
 
. Опубликовать в TwitterНаписать в FacebookПоделиться ВКонтактеВ Google BuzzЗаписать себе в LiveJournalПоказать В Моем МиреВ дневник на LI.RUПоделиться ссылкой на Я.ру

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить


На правах рекламы:

В хорошем качестве hd видео

Смотреть видео онлайн