Лия Павлова: «Мы можем математически доказать, что наука сегодня на подъеме»

НОВОСИБИРСК, 30 ноября. /Корр. "ТАСС-Сибирь" Сергей Чернышов/. Дискуссии о том, как оценивать сегодняшнее положение науки в Сибири, по сути, основываются на том, какие факторы ее развития считать успехом, а какие – провалом и загниванием. Специалисты ГПНТБ СО РАН еще десять лет назад решили создать единую базу данных всех научных достижений Новосибирска и их создателей, чтобы положение сибирской науки оценивалось не на основе мнений, а только на основе фактов. О том, что изменилось в сибирской науке за последние 10 лет корр. «ТАСС-Сибирь» рассказала заведующая лабораторией развития электронных ресурсов отделения ГПНТБ СО РАН, один из координаторов проекта «Научный потенциал Новосибирска» Лия Павлова.
- Лия Павловна, на какие вопросы может ответить проект «Научный потенциал Новосибирска»?

- Этот проект, в первую очередь, предполагает исследование кадрового состава научных кадров, которые сегодня работают в вузах и исследовательский институтах Новосибирска и Новосибирской области (Кольцово, Краснообск и т.д.). Речь идет об исследовании их возрастных характеристик, ученых степеней, количества публикаций и т.д. В конечном счете, мы рассчитываем получить сводный рейтинг всех ученых нашего региона и проанализировать состояние науки в целом.

- Как возникла идея такой работы? 

 - Это был 1996 год. Наука была в упадке, некоторые ученые уезжали за рубеж. А в Новосибирске эта проблема стояла особенно остро, ведь здесь были крупнейшие вузы, институты трех академий наук, отраслевые институты. В такой ситуации тогдашний Председатель СО РАН Валентин Коптюк добивается гранта РГНФ на исследование научного потенциала Новосибирска. Этот проект был поручен нашей библиотеке, и уже мы привлекали других его участников. Когда в 1997 года Валентин Афанасьевич ушел из жизни, проект постепенно сошел на нет. А через 10 лет областная администрация решила узнать, каково сегодня состояние науки в регионе. Конечно, у них тоже есть сводные данные, но качественных характеристик они не учитывают. И вот, через 10 лет после первого старта проекта по поручению заместителя губернатора области Геннадия Сапожникова мы снова начали эту работу.

- Чем проект, над которым вы работаете сейчас, отличается о того, который был 10 лет назад?

- Первое, что мы сделали – создали электронные базы данных. 10 лет назад у нас попросту не было таких технологий и все подсчеты мы вели вручную. После этого мы сузили наше исследование до научных трудов докторов наук, поскольку за 10 лет появилось столько новых кандидатов наук, что охватить их всех стало почти невозможно. Сегодня мы готовим базу данных к публикации в Интернете. В общем доступе там будут данные о всех докторах наук, их рейтингах и публикациях, возрасте, месте работы, данные о диссертационных советах, институтах и вузах Новосибирска.

- Как отреагировали ученые на создание такой базы данных?

 - По-разному. Камнем преткновения стала наша идея составить сводный рейтинг ученых. Например, все 15 докторов искусствоведения Новосибирской государственной консерватории, которые много публикуются в зарубежных журналах, имеют хорошие рейтинги цитирования, регулярно присылают нам все необходимые данные. Но многие идут на такой контакт неохотно. Мы думаем, что причина в том, что многие доктора наук окажутся в нижней части этого списка, поскольку на деле они практически ничего не вносят в науку. А ведь сегодня от этого фактора зависит их заработная плата. Геннадий Сапожников разослал письма во все вузы с просьбой оказать содействие проекту, но откликнулись только восемь.

- Какие данные у вас имеются на сегодняшний день?

- В этому году мы обследовали 18 отраслевых, 53 академических (СО РАН, СО РАМН, СО РАСХН) институтов, 8 государственных вузов из 15. В общую базу данных введено 45 тысяч публикацией, начиная с 1997 года. Только этой работой мы занимались на протяжении двух лет. По самим ученым в базе данных есть и личная информация, в первую очередь, возраст и место работы. В собранном виде все эти данные дают нам возможность строить графики изменения научного потенциала.

- Можно ли уже делать выводы о состоянии науки в Новосибирске?

- Окончательные данные мы опубликуем только тогда, когда до конца обследуем вузы, однако уже сегодня мы можем дать анализ по состоянию ряда отраслей. К примеру, мы точно можем сказать, что число отраслевых учреждений занимающихся научными исследованиями, резко сократилось. Если в 1985 году было 102 организации, то в 2006 - только 18 отраслевых учреждений имеют в своей структуре научных сотрудников. С другой стороны, мы видим, что финансирование науки растет, и растет существенно. Так, в Сибирской государственной геодезической академии за последнее время оно выросло в 7 раз – до 3,5 млрд рублей. И это сказывается на количестве публикаций наших ученых, в том числе, и в научных журналах мирового уровня. К примеру, если в 1997 году ученых ГНЦ «Вектор» процитировали в таких журналах только 1 раз, то в 2006 году мы имеем уже 206 цитирований. Но, если мы говорим о сельскохозяйственных науках, то здесь наших ученых практически не цитируют, потому что они публикуются только в местных изданиях.

- А как обстоят дела с практическими разработками ученых?

- Если вы имеете ввиду количество запатентованных изобретений, которые уже готовы к запуску в производство, то их количество в последние годы в СО РАН, к сожалению, резко падает. Среднегодовое количество изобретений, запатентованных всеми НИИ СО РАН, сократилось на 23%. Численность патентных служб за 10 лет сократилось на 20%.

- Верно ли утверждение, что наука сегодня стремительно стареет?

 - Отчасти верно, а отчасти – абсолютно неверно. Дело в том, что сегодня стремительно молодеет, к примеру, биологическая, химическая и медицинская наука, а в геологии наблюдается старение кадров. Вообще, поскольку доктора наук являются самыми квалифицированными научными кадрами, мы специально проанализировали их возрастной состав. Анализ показал на увеличение числа докторов наук молодого возраста (до 55 лет) на 49%, (за счет активизации научных сотрудников в медицинской отрасли) и старение этой категории специалистов (почти в 3 раза) в технических специальностях. По данным нашего исследования, средний возраст докторов наук академической науки составляет 60,4 года, в том числе до 45 лет - 6,5% всех докторов наук, свыше 75 лет - 6,3%. А вот в медицине ситуация прямо противоположная – здесь до 20% всех докторов наук – люди младше 45 лет.
 
. Опубликовать в TwitterНаписать в FacebookПоделиться ВКонтактеВ Google BuzzЗаписать себе в LiveJournalПоказать В Моем МиреВ дневник на LI.RUПоделиться ссылкой на Я.ру

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить


На правах рекламы:

арбалет для охоты детский лук арбалет в подарок . Кулеры для воды бесплатно. Кулер для воды заграничный.

В хорошем качестве hd видео

Смотреть видео онлайн