arrowГлавная страница arrow Интервью, пресс-конференции arrow Игорь Простяков: "Сибирь должна стать "территорией прорыва" 25.03.2007  
 ТАСС - Сибирь



 
Главная страница
Новости Сибири
Интервью, пресс-конференции
Силиконовая тайга
События в фотографиях
Сибирский военный округ
СМИ о Сибири
В пресс-центре ТАСС-Сибирь
ОИЦ

ran

Sibsogl
Погода в Cибири
Ссылки
Контакты
Advertisement
Игорь Простяков: "Сибирь должна стать "территорией прорыва" Версия для печати Отправить на e-mail
корр. ИТАР-ТАСС Наталья Решетникова   
12.10.2005

Первый заместитель полпреда президента РФ в Сибирском федеральном округе  Игорь Простяков в беседе с корр. ИТАР-ТАСС  Натальей Решетниковой  рассказывает о некоторых новых направлениях  стратегии  социально-экономического развития Сибири. По его словам, цель программы "Стратегия Сибири: партнерство власти и бизнеса во имя социальной стабильности и устойчивый роста" – "превратить Сибирь из территории надежд в территорию прорыва".

-Игорь Игнатьевич, в последнее время все чаще можно услышать перефразированное высказывание великого Ломоносова "экономические сложности России прирастают Сибирью". И что России проще избавиться от Сибири, чем тратить столько сил и ресурсов только для того, чтобы пользоваться сибирскими богатствами.

-И более того, эта тема обсуждается с конкретными цифрами – называют 13-15 трлн долларов. Именно за столько, видимо, можно продать огромную территорию, "свернуть" наши города. И оставить Сибирь только в качестве территории под названием "сырьевой придаток", на которой будут вестись работы вахтовым методом.

-Так ничтожно мало Сибирь значит для России?

- А вы обратите внимание - все цифры имеют тенденцию к снижению (показывает таблицу – прим. автора). Возьмем ли мы долю СФО в общероссийском объеме инвестиций – 9,5 проц сейчас против 12,6 проц в 1995 году, промышленное производство – 12,6 проц /15,8 проц – 1995 год/. 

С другой стороны, на долю Сибири приходится до 45 проц патентов и от 45 до 85 проц всех российских запасов полезных ископаемых. Например, свинца и платины - 85 проц от общего объема общероссийских запасов, 80 проц угля и молибдена, 70 проц  никеля, 69 проц марганца и цинка, по 40 проц серебра и древесины. Уже не говорю про  сосредоточение 45 проц всех гидроресурсов. И, как вы понимаете, с точки зрения наличия полезных ископаемых Сибирь уникальна. Я всегда привожу одну присказку. Когда Бог создал материк и начал разносить по нему полезные ископаемые, то, пролетая над Сибирью, у него замерзли руки. Поднос опрокинулся и все добро попало в сибирские недра.

Эта составляющая делает Сибирь главной потенциальной сырьевой базой России, которая, кстати, во времена экономического спада, в 90-х годах, избежала серьезных потрясений только благодаря сибирским нефтедолларам, газодолларам и так далее.

-По остальным экономическим показателям Сибирь также отстает?

-Индекс промышленного производства в Сибирском федеральном округе в 2004 году достиг 100,6 проц, по России – 104; реальные денежные доходы населения – 111,5 в СФО и 114,8 по России. Последняя цифра вызывает особенные опасения: на сегодняшний день уровень жизни сибиряков в 1,8 раза ниже, чем в Центральном федеральном округе. И это при том, что и в царское время, и в Советской России освоение Сибири шло за счет того, что уровень жизни здесь всегда был выше. Даже было такое понятие, как "длинный рубль". Люди ехали сюда за хорошими деньгами. Не по всем показателям мы отстаем, где-то мы и преуспели. Увы… Первое,  усиливается тенденция к снижению рождаемости: в первом полугодии 2005 года она составила 112,9 проц, в аналогичном периоде 2004 года рождаемость была на уровне 116,6 проц. По показателям смертности мы тоже занимаем не лучшую позицию: 166,5 проц в этом году против 160,8 проц в прошлом году. Уровень официальной безработицы - 3,4 проц /по России - 2,5 проц/, неофициальной – 9,5 проц.

Помимо этого, Сибирь и Дальний Восток от всей России отличает еще один  показатель. Это - отрицательная миграция. Сколько мы ни пытаемся привлечь сюда людей русской и иной национальности, они голосуют ногами против такой жизни в Сибири.

-Что же делать?

-Ясно одно - пытаться решить острейшие социально-экономические проблемы Сибирского федерального округа прежними формами и содержанием невозможно.

Вы о Стратегии социально-экономического развития Сибири, которая долго разрабатывалась учеными, потом столь же долго принималась на уровне правительства?

-Прежняя Стратегия была утверждена распоряжением правительства в мае 2002 года, но после доработки в Москве была настолько изменена, что она уже просто не в состоянии оказывать серьезное влияние на экономическую ситуацию в регионах округа. Из документа были изъяты почти все конкретные положения, которые могли бы служить ориентиром для министерств и ведомств при составлении годовых программ действий. Уже через год после утверждения Стратегии стало ясно, что она не работает. 

  Честно говоря, я не столько грешу на федеральное правительство, которое выхолостило Стратегию, сколько на себя и на своих коллег. Во-первых, мы не проявили должной настойчивости и допустили ряд ошибок. В том числе одну очень серьезную ошибку, которую сейчас резко исправляем. Это - взаимодействие власти с бизнесом. 

   Предлагаю теперь взглянуть на Сибирь с другой стороны: на что реально можно опереться в ее развитии? На сельское хозяйство? Но мы, надо признаться честно, производим пшеницу не мирового качества. На 88 предприятий и конструкторских бюро оборонно-промышленного комплекса? Да, это хорошие предприятия, способные сделать технологический рывок. Но серьезного увеличения экономической составляющей за счет продукции ОПК мы не получим. На промышленное производство, основу которого составляет черная и цветная металлургия, приходится 38 проц от общего объема выпуска промышленной продукции. То есть его вклад в удвоение ВВП тоже весьма скромный.

Сфера услуг, малый бизнес – низкий уровень жизни населения не позволяет их развивать.

И вот мы подошли к тому, что я называю "секретным оружием" полпреда Анатолия Квашнина и его команды. А это то, что мы работаем с бизнесом и считаем его своей командой. 

   Убежден, что и для России в целом, и Сибири в частности успех в обозримом будущем будет заключаться в двух составляющих. Первое, это развитие новых технологий: нано-, био-, информационные технологии, силовая электроника, новые материалы. Второе, эффективность управление. И здесь, может быть, мы, да и вся страна, наиболее хромаем.

И что же мы включили в принципиально новый документ - "Стратегия Сибири: партнерство власти и бизнеса во имя социальной стабильности и устойчивого развития"? Конкретные проекты межрегионального, регионального, национального уровней. Более  100 инвестиционных проектов, 315 законченных разработок, которые уже сейчас можно внедрять и которые на порядок, то есть в 10-15 раз, позволят поднять производительность общественного труда.

Мы внимательно изучили брэнды мировой экономики и, безусловно, мы будем опережающими темпами развивать наши экономические отношения, особенно с близлежащими соседями, и,  прежде всего,  с Китайской Народной Республикой. Во время визита летом 2005 года лидера КНР  Ху Цзиньтао в Новосибирск руководство округа договорилось об увеличении объемов внешнеторгового оборота между КНР и СФО с 3,9 млрд в 2004 году до 10-14 млрд через 3-4 года. Я подчеркну, что эти цифры реальные. По приблизительным подсчетам, только один проект, который мы договорились реализовывать с китайскими коллегами, - строительство бизнес-центра "Тянчи" в Новосибирске – в будущем будет приносить до 2 млрд долларов в год.

   В рамках этих проектов возможным станет увеличение к 2020 году доли малого бизнеса в региональном продукте в 3-3,5 раза.

-Игорь Игнатьевич, если я правильно вас поняла, локомотивом экономического роста в СФО станет реализация новых бизнес-проектов?

-Совершенно верно. Вот один пример – разработка крупнейшего в Сибири Ковыктинского газоконденсатного месторождения в Иркутской области сразу же дало бы 40 тысяч новых рабочих мест, не говоря о газификации целого ряда регионов, благодаря чему полностью изменится социальное обустройство, быт. Речь идет о среднегодовом росте продукции в 30 млрд долларов, или 850 млрд рублей, что равно всему объему производства промышленной продукции округа в 2003 году.   

-Так что же останавливает бизнес вступить в этот проект и другие, не менее крупные и перспективные? Мы все время только и говорим, что развитие Ковыкты, Удоканского месторождения меди в Читинской области, золоторудного месторождения Сухой Лог в Красноярском крае принесет огромную прибыль и значительно повысит уровень жизни населения. Но разговоры таковыми и остаются.

-Не пойдет бизнес работать при прежних условиях. Что я имею в виду?

Есть понятие "Стабилизационный фонд", который говорит иностранным инвесторам: "У нас очень много интересных и эффективных проектов, приходите к нам и вкладывайте свои денежки". А инвестор недоумевает: "А почему стабфонд сам не вкладывает деньги в инвестирование?"  Мы столкнулись с тем, что на федеральном уровне нам говорят об отсутствии реальных и перспективных проектов, которые можно было бы начать  осуществлять. Но регионы, наоборот, предлагают достаточное количество таких проектов. И я вам только что озвучил цифру – 100. Здесь, как нам видится, нет стыковки между властью и бизнесом. Есть месторождения, готовые к разработке, но до конца не просчитана производственная составляющая, не учтены расходы бизнеса при реализации проекта на  развитие социальной, дорожной инфраструктур, электроэнергетику. Вот и зависаем.

-Исходя из этого, команда полпреда президента  в СФО Анатолия Квашнина решила создать уникальное партнерство власти и бизнеса? Что уже сделано в этом направлении?

-Абсолютно все, о чем мы с вами говорим, повиснет в воздухе, если мы не сделаем один шаг – если не достигнем главного, а именно: власть и бизнес должны работать как единое целое, как единая команда и партнерство. Мы совершенно не навязываем бизнесу своих интересов, а пытаемся достичь баланса интересов бизнеса и власти. 

   Первое, что мы сделали, - создали Высший экономический совет /ВЭС/ СФО как инструмент реализации Стратегии. В него на паритетных началах вошли 17 представителей крупного бизнеса,   в том числе и Олег Дерипаска, и Виктор  Вексельберг, а также губернаторы всех 16 регионов, входящих в СФО. Если честно - было много скептиков. Даже министр регионального развития РФ Владимир Яковлев, когда находился у нас с поездкой, спрашивал "ну, что получилось?" Да, получилось – все крупные собственники, работающие на территории Сибири, ответили нам, что согласны войти в ВЭС и работать.

Второе, аналогичные структуры начали создаваться в сибирских регионах. Сейчас на уровне муниципальных образований мы прорабатываем схемы обеспечения партнерства власти и бизнеса, в данном случае малого. Ряд пилотных проектов, которые мы запускаем /среди них по переселению граждан, по ресурсосбережению/, направлены на развитие малого бизнеса с участием крупного бизнеса. В будущем количество проектов должно перейти в качество.

Все эти шаги - разработка по конкретным проектам, детализация экономических программ по разным уровням и, главное, координация усилий власти - от субъектов федерации до федерального центра, бизнеса, общества - позволят сделать Стратегию более действенным документом, а Сибирь территорией экономического прорыва.

< След.   Пред. >
Последние новости
armsshows

echo
 
вверх

Copyright ТАСС-Сибирь. Все права защищены.  Дизайн: digit-all.ru

Смотреть онлайн бесплатно

Смотреть видео hd онлайн