arrowГлавная страница arrow Интервью, пресс-конференции arrow Сибирские регионы реализуют "стратегию прорыва" в торговле с Китаем 25.03.2007  
 ТАСС - Сибирь



 
Главная страница
Новости Сибири
Интервью, пресс-конференции
Силиконовая тайга
События в фотографиях
Сибирский военный округ
СМИ о Сибири
В пресс-центре ТАСС-Сибирь
ОИЦ

ran

Sibsogl
Погода в Cибири
Ссылки
Контакты
Advertisement
Сибирские регионы реализуют "стратегию прорыва" в торговле с Китаем Версия для печати Отправить на e-mail
корр.ИТАР-ТАСС Наталья Решетникова   
01.09.2005

В столице Синьцзян-Уйгурского автономного района /СУАР/ Китайской Народной Республики /КНР/ с 1 по 5 сентября проходит  самый крупномасштабный международный торгово-экономический форум в северо-западной части КНР – Урумчийская международная торгово-экономическая ярмарка. Помимо того, что она играет роль моста в освоении рынков России, стран Центральной Азии и Западного Китая, с экспозицией ярмарки приезжают знакомиться свыше 1100 предприятий мира и 50 тысяч китайских и иностранных бизнесменов.

В этом году Урумчийская ярмарка проходит  в 14-й раз, и во второй раз в ней принимает участие официальная делегация Сибирского федерального округа /СФО/ под руководством заместителя полпреда президента РФ в СФО Игоря Простякова. Кроме того, на ярмарку вылетели более 100 представителей регионов Сибири, включая руководителей крупных предприятий, строительных и автодорожных компаний, банков, бизнесменов, ученых.

На ярмарке  состоится презентация СФО, во время которой будет представлен т

 

-Виктор Васильевич, как в целом развиваются отношения между Россией и Китаем?

 

-Сотрудничество между двумя нашими странами развивается по всем направлениям – в политической, экономической, гуманитарной сферах. Практически мы вышли на уровень стратегического партнерства – так, как это было записано в декларации "О стратегическом партнерстве в 21 веке", подписанной руководителями двух стран. На базе этого документа мы и начали активно развивать отношения.

 

Видно, что создана соответствующая атмосфера для самого широкого сотрудничества, и на то есть политическая воля как со стороны руководства России, так и Китая. В этом контексте и надо рассматривать вопрос сотрудничества между Сибирским федеральным округом и сопредельными провинциями Китайской Народной Республики. Они как бы дополняют и наполняют реальным содержанием то сотрудничество, которое было обозначено в ходе контактов руководителей двух стран. В конце июня - начале июля состоялся официальный визит главы Китайской Республики Ху Цзиньтао в Россию, после официальных переговоров в Москве и подписания целого ряда важнейших документов председатель КНР приехал в Новосибирск и 3 июля встретился здесь с руководителями СФО и ряда областей, входящих в округ. Мне показалось, что китайский лидер тоже сформулировал определенную программу активного развития отношений между Китаем и Россией, и, по большому счету, наши взгляды на необходимость развития сотрудничества совпадают. Причем, мы видим в сотрудничестве с Китаем важные направления стабилизации ситуации в Азии, Азиатско-Тихоокеанском регионе и мире в целом, поскольку речь идет об огромной территории. В принципе, это сотрудничество является чрезвычайно позитивным фактором в целом для развития международных отношений.

 

И здесь мы всячески подчеркиваем, что это сотрудничество ни против кого не направлено, поэтому попытки некоторых агентств трактовать недавние совместные военные учения, как некую угрозу против кого-то, - все это по большому счету не подкрепленные ничем размышления. Подчеркну, речь не идет о создании какого-то союза, блока. Об этом просто неправильно говорить.

 

При общей благоприятной политической ситуации, которая сложилась в отношениях между нашими странами, открывается дополнительная возможность для развития сотрудничества и широкого взаимодействия по всем конкретным направлениям. Прежде всего, это торгово-экономическое сотрудничество. И Сибирь в этом случае оказывается как бы на острие развития наших отношений. Есть несколько факторов, играющих немаловажную роль в развитии такого взаимодействия. Безусловно, это удобное географическое расположение. Достаточно сказать, что стоимость перевозки одной тонны груза на Восток и Запад отличается в два раза. Скажем, цена доставки одной тонны груза на Восток составляет 40 долларов, а в европейскую часть – 70 долларов. Вот такая разница в тарифах. То есть на лицо экономическая целесообразность.

 

Кроме того, у нас с Китаем существует серьезная взаимодополняемость. В этой стране самая быстро развивающаяся экономика мира, которая нуждается в большом объеме энергоресурсов, сырья. Но пока мы не поставляем на китайский рынок энергоресурсы в тех объемах, в каких могли бы. То же касается и целого ряда других сырьевых материалов, например, леса. Китайцы везут его из Бразилии, когда он, что называется, у них под боком. И я говорю о том лесе, который гибнет естественным путем. Его использование далеко не достигает пределов. Ведь нами сейчас используется только 10 проц от всего лесного фонда. Вырубку леса для его же блага и без опасения повредить лесной фонд можно увеличивать раз в девять.

 

Повторю, у Китая существует огромная потребность в энергоресурсах, в два раза превышающая темпы развития страны. Эту резко возрастающую потребность надо удовлетворять, иначе существует опасность предела китайской экономики, что неизбежно приведет к кризисным явлениям во всем мире. В наших, российских, интересах развивать эту отрасль. Россия может предложить своему китайскому соседу как электроэнергию, так и нефть, газ и другие сырьевые материалы. Но мне бы хотелось особо подчеркнуть, что мы вовсе не должны замыкаться на сырьевом экспорте. Это было бы неправильно. Я лично сторонник того, чтобы развивать те же наукоемкие производства. Ведь это еще одна сфера, где мы с Китаем можем выступить взаимодополняющими партнерами. В России есть прекрасные наработки – технологические, научные, инновационные. Мы могли бы наладить с Китаем сотрудничество в производстве новых товаров с последующим выходом на мировые рынки. Китайская наука за последние годы сделала огромный шаг вперед, особенно в таких сферах, как биотехнологии, исследование космического пространства. Но все же по многим направлениям она по-прежнему отстает от современного мирового уровня. И не дотягивает до уровня, достигнутого в России. Как видите, есть сферы для серьезного взаимодействия.

 

-Какую роль во взаимоотношениях с Китаем могут сыграть сибирские регионы?

 

-Насколько я знаю, у Китая принята программа развития старой промышленной базы на северо-востоке страны. Именно там расположено несколько провинций, среди которых ведущую роль выполняет провинция Хэйлунцзян. Во время пребывания Ху Цзиньтао в Новосибирске 3 июля был подписан меморандум о сотрудничестве между СФО и этой провинцией. В таких же рамках проводится ежегодная Харбинская торгово-экономическая ярмарка, на которой Россия является основным партнером и одним из активных ее участников. Сейчас представители выставочного центра, на базе которого проходит эта выставка, готовы представлять интересы сибирских регионов, продвигать, популяризировать на китайском рынке наши товары.

 

Другое важное направление – сотрудничество с Синьцзяном. Этот автономный район тоже географически близко расположен к нам, даже есть непосредственная граница, проходящая по Горному Алтаю. И представители этого района не менее активно выступают за развитие отношений с Сибирью. И вот мы отработали один очень важный блок – это поездка в июне этого года делегации и презентация СФО в столице Хэйлунцзяна - Харбине. Теперь участие делегации СФО в Урумчи – второй важный блок в нашей работе.

 

Буквально в последние месяцы к нам приезжала большая делегация из Урумчи специально для изучения возможностей научно-технического сотрудничества между нашими странами. Такое впечатление, что во главу угла наши партнеры ставят научно-техническое сотрудничество. 

 

-Уже известно, что основной темой переговоров представителей СФО с китайской стороной станет строительство прямой автодороги, которая соединит Россию и Китай через перевал Карнас в Горном Алтае. Но уже раздаются голоса оппонентов, не видящих смысла в реализации данного проекта.

 

 -Я тоже не вижу смысла в таких возражениях. Развитие дорожной инфраструктуры – важнейший элемент развития любого района. Если нет нормальных дорог, то не происходит экономического развития в том или ином населенном пункте. И другое, разве разумно возить товары из Китая в Россию в обход через Казахстан? Какой в этом смысл? Вместе со строительством дорог создается целая сеть различных обслуживающих подсобных производств. А это еще и рабочие места, новые поселения и улучшение уровня жизни людей. Вспомните БАМ. Конечно, это пример другого масштаба, но суть та же.

 

С экономической точки зрения, я считаю, для нас очень выгодно вступить в реализацию проекта по строительству прямой автодороги. У регионов Сибири, прежде всего, появится возможность прямого импорта и экспорта, будут в разы сокращены транспортные затраты на перевозку грузов.

 

Действительно, строительство прямой автодороги - самый большой проект, который будет обсуждаться в ходе поездки на Урумчийскую ярмарку. Насколько я знаю, принципиальная договоренность по этому вопросу уже достигнута, сейчас будет более детальное обсуждение. В составе нашей делегации - целая группа специалистов по автомобильным перевозкам, дорожному строительству.

 

А что касается возражений, то всегда находится кто-то, не согласный по той или иной причине. Но серьезные аргументы против вряд могут возникнуть.

 

-Как реализуется принятая в прошлом году "Стратегия и тактика прорыва во взаимоотношениях с Китаем"? 

 

-На высшем уровне есть программа сотрудничества между Россией и Китаем. И, как вы знаете, во время контактов руководства двух стран два-три года назад была поставлена цель довести торговлю с КНР с 7 млрд до 20 млрд долларов. Этот уровень достигнут. Сейчас лидеры двух стран говорят о доведении к 2010 году товарооборота до 60-80 млрд долларов. За 2004 год объем товарооборота между Сибирским федеральным округом, в который входят 16 субъектов федерации, и КНР достиг почти 4 млрд долларов. По сравнению с предыдущим периодом он вырос в 1,5 раза. Сейчас ставится задача в ближайшие годы довести объем торговли между сибирскими регионами и Китаем до 10-12 млрд долларов. И это реально, так как ежегодный рост объемов торговли составляет 50 проц. Причем уже сейчас порядка одной четверти приходится на приграничную торговлю. Состояние инфраструктуры, социальной сферы в наших приграничных районах, вы знаете, находятся в плачевном состоянии. Поэтому если все это может помочь повышению уровня жизни населения, то решится целый ряд задач, поставленных как на уровне администраций субъекта, округа, так и правительства.

 

Основными направлениями в развитии регионального сотрудничества может стать взаимодействие в области высоких технологий, нефтегазодобычи, нефтехимии, лесном комплексе, энергетике, машиностроении, межбанковских связей.

 

Мы резко активизировали свое присутствие в китайских регионах и повернулись к ним лицом, собственно, как и они к нам. Главный итог – российский бизнес понял перспективы сотрудничества со своими китайскими коллегами. Это и есть прорыв.

 

-Еще совсем недавно наши бизнесмены жаловались на то, что китайским предпринимателям, как всем людям с Востока, свойственно ко всему подходить "тонко", долго и тщательно изучая вопросы, проекты. На ваш взгляд, насколько активен сейчас наш сосед в переговорах с нами? 

 

- Мне трудно судить, что было в 2003-2004 годах, так как я всего год назад вернулся из своей загранкомандировки. На должности представителя МИД России в СФО нахожусь с января этого года. Но мне бросилась в глаза активная линия китайцев на развитие отношений с сибирским регионами. Насколько я знаю, такая же линия проводится в отношении дальневосточных районов. Так получилось, что я сразу оказался в гуще событий, когда интерес к развитию отношений с СФО проявила провинция Хэйлунцзян, потом СУАР. Сейчас идет речь о Внутренней Монголии Китая, которая тоже хочет активно развивать отношения с Сибирью. Думаю, это стратегическая линия Китая на максимально активное развитие отношений с Россией. Во всяком случае, она совпадает с нашими взглядами, так как Москва тоже заинтересована развивать отношения с Пекином.

 

Нельзя не учитывать тот факт, что в Китае самая быстро развивающаяся экономика, имеющая прекрасную перспективу. И, развивая сотрудничество с Китаем, мы в первую очередь должны думать о том, как максимально использовать возможности огромного китайского рынка, открывающиеся перед российской экономикой, в том числе сибирскими регионами. И здесь, как мне видится, на всех уровнях – от частного сектора экономики, районных администраций, округа, страны в целом - самым важным должно стать отстаивание своих, российских, интересов.

 

А то, что китайцы – непростые партнеры, это естественно. Каждый отстаивает свои интересы.

 

-В связи с такой деловой активизацией в отношениях России с Китаем вновь возникают разговоры о "китайской экспансии". Нам есть чего опасаться?

 

-На бытовом уровне присутствуют такие опасения, но, думаю, они не оправданы. Давайте на все это посмотрим с другой стороны. Впервые за всю историю развития российско-китайских отношений удалось получить признанную обеими сторонами и международно признанную границу. Она оформлена договором. Можно спорить по поводу того, на каких условиях урегулирован вопрос, но любые переговоры являются предметом согласования и нахождения компромисса. Мы нашли вариант, который устраивает и нас, и китайцев. Разговор о том, что мы продали российскую территорию и тому подобное, не соответствует действительности. Китайцы со своей стороны делают уступки нам, мы тоже идем им навстречу.

 

Меня порадовало то, что во время визита в Новосибирск председатель КНР Ху Цзиньтао отметил: в Китае удовлетворены тем, что наконец нам удалось подписать договор о границе и определить международно признанную границу между двумя странами. На этом он сделал особый акцент. Второй момент, о котором здесь говорил глава КНР, - то, что наши взаимоотношения должны развиваться в цивилизованном русле и не должно быть таких явлений, как незаконная миграция. Это то, что собственно вызывает обычно самые большие кривотолки. Мне кажется, делая такие заявления, китайский лидер хотел в первую очередь подчеркнуть, что на уровне высшего руководства КНР озабоченность российской стороны понимают и готовы сотрудничать с тем, чтобы снять этот вопрос. Но какие-то бытовые проявления могут возникать, это есть везде.

орговый, экономический, научно-технический потенциал Сибирского округа, инвестиционные проекты, возможности крупных предприятий и компаний сибирских регионов. По итогам визита в Урумчи предполагается подписание меморандума о развитии торгово-экономических и научно-технических взаимосвязей между СФО и СУАР. В составе официальной делегации СФО -   посол по особым поручениям, представитель МИД России в СФО Виктор Самойленко. Он  ответил на вопросы корр. ИТАР-ТАСС Натальи  Решетниковой.
< След.   Пред. >
Последние новости

armsshows
 
вверх

Copyright ТАСС-Сибирь. Все права защищены.  Дизайн: digit-all.ru

Смотреть онлайн бесплатно

Смотреть видео онлайн